Штамп — это клишированное, заезженное изображение, идея или техника, потерявшие свою оригинальность из-за чрезмерного использования.

Виды штампов: композиционные, тематические, технические.

Причины возникновения штампов:

 Отсутствие готовности к самостоятельному фотовысказыванию. Копирование чужих работ.

 Погоня за трендами, желание получить «лайки» любой ценой.

 Недостаток насмотренности, ограниченный кругозор и незнание истории фотографии.

 Страх экспериментировать.

 Коммерческое давление: необходимость создавать легко продаваемые изображения.


Как бороться со штампами? 

Развивайте насмотренность.

Изучайте работы классиков и современных фотографов.

Посещайте выставки, смотрите фотокниги, анализируйте снимки.

Обращайте внимание не только на красивые картинки, но и на оригинальные идеи.


Задавайте себе вопросы: «Почему я это снимаю? Что я хочу сказать этой фотографией? Не видел ли я это уже раньше? Чем моя фотография будет отличаться от сотен других на эту тему?».

Критикуйте сами свои работы. Старайтесь беспристрастно смотреть на то, что вы снимаете. Удалите все работы, которые, на ваш взгляд, являются штампами или не соответствуют вашему уровню. Не бойтесь удалять плохие работы!

Экспериментируйте и ищите свой стиль.

Пробуйте разные жанры, техники, ракурсы.

Ищите новые метафоры и способы выражения.


Углубляйтесь в тему:

В фотожурналистике — проводите исследования, общайтесь с участниками событий, ищите уникальные истории. Не довольствуйтесь поверхностным взглядом, стремитесь к пониманию сути.

Развивайте визуальную грамотность:

изучайте теорию цвета, композицию, психологию восприятия.

Помните, что правила существуют для того, чтобы их нарушать осознанно.


Практические упражнения 

 «Анти-штамп»: Возьмите заведомо банальную тему и попробуйте снять ее максимально оригинально.

 «Переосмысление»: Выберите известную фотографию-штамп и попробуйте представить, как можно было бы снять ее по-другому, более интересно.


Штампы — это не всегда плохо. Иногда они могут быть уместны, если используются осознанно и в контексте.

Главное — не превращать их в автоматическую привычку.

Оригинальность — это не самоцель, а средство достижения более сильного эмоционального воздействия на зрителя.

 



Фотомысли вслух

Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

О театральном подходе к жанровой фотографии

Фрагмент лекции фотографа Александра Малахова, прочитанной 30 марта 2025 года в Государственном Дарвиновском музее
Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

Фотоинвентаризация или фотовысказывание?

Мы живем в цифровую эпоху, когда даже обезьяна может легко управляться с фотокамерой. Мне кажется важным время...
Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

О разных подходах к участию в фотовыставках

Распространенный подход — найти у себя в архиве работы, когда-то имевшие успех или хоть отчасти соответствующие теме...
Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

О приеме «остранение» в визуальном искусстве

Из разговора с художественным руководителем Московского театра «Эрмитаж», народным артистом России М. Левитиным перед...
Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

Как фотографу проявить себя в театральной съёмке?

Как фотографу проявить себя в театральной фотографии? Ведь свет, мизансцена, эмоции определены театром еще до начала...
Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

Из выступления Г. Пинхасова на Ярком фотофестивале

Из выступления Георгия Пинхасова на Ярком фотофестивале в Москве 20.09.2025 Фото Александр Малахов
Фотограф Александр Малахов о том, как избежать штампов в фотографии. Фотограф в Москве, фотожурналист Александр Малахов

Фотография или резкое изображение «ни о чём»?

Фотография или всего лишь резкое изображение? Фотограф Александр Малахов размышляет о современной жанровой фотографии